«МЫ РЯДОМ, МЫ ВМЕСТЕ»

Проект «МЫ рядом, мы вместе» направлен на укрепление имиджа приёмной семьи, создание комфортной среды для перехода ребёнка в новую семью, предотвращение отказов от приёмных детей, успешной адаптации детей-сирот в социуме. Для этого будут охвачены основные сферы социума ребёнка: семья и школа. Команда проекта планирует организовать беседы и встречи с представителями окружения приёмных семей. В целевую аудиторию войдут приёмные родители, опекуны, приёмные и опекаемые дети. В начале реализации проекта, для создания благоприятного микроклимата среди участников проекта, создания партнёрских отношений проведен слёт приёмных родителей и опекунов (совместно с детьми). В рамках слёта специалистами «Центра развития семейных форм воспитания» проведены групповые занятие в форме тренинга, добровольческим агентством «Шаг за Шагом» для детей маршрутные игры, которые познакомят участников проекта ближе друг с другом. Организованы площадки «Всё умею, всё смогу», презентационная площадка, площадка с конкурсами и викторинами.
Во время реализации проекта в целях повышения уровня родительской компетенции, психологи «Центра развития семейных форм воспитания» г Минусинска проведут 2 семинара. На протяжении всего проекта будут проходить психологические тренинги практикумы, всего 5, на которых родители приобретут знания о личности ребёнка, его возрастных особенностях, обучатся приёмам взаимодействия с ними, научатся выходить из конфликтных ситуаций.
В «Школе ответственного родительства», открытой при УСЗН с приёмными родителями и опекунами проведут дискурс – лекцию- значение семейных традиций в жизни ребёнка, а также познакомят родителей с различными видами социальной помощи и услуг в рамках действующего законодательства. Проведён «Круглый стол «Приёмный ребёнок и школа»-как дискуссионная форма обмена мнениями обсуждение педагогических проблемных ситуаций» с приглашением педагогов, психологов управления образования, специалистов Шушенского детского дома №1, детского врача- психиатра и средств массовой информации.
В процессе воспитания ребёнка у замещающих родителей возникает множество вопросов, поэтому будут организованы 56 часов индивидуальных психолого-педагогических, юридических, социальных, медико- психологических консультаций для родителей. Как наглядное пособие выпустить для приёмных родителей методический материал «Десять ошибок в семейном воспитании». Для гармонизации и укрепления внутри семейных отношений, продвижения здорового образа жизни, экологического просвещения, на территории Национального парка «Шушенский бор» в «Берендее» для семей организован 2-х дневный тур-слёт. На организацию совместной деятельности детей и родителей, сохранение народных семейных традиций, в этнографическом музее–заповеднике «Шушенское» будет организован фестиваль «Сибирские пельмени» с приглашением СМИ. Благодаря мероприятиям проекта ожидается улучшение взаимоотношения между родителями, детьми, педагогами. Повысится имидж приёмной семьи, и уменьшатся риски возврата детей.

Цель

  1. «Продвижение положительного образа приёмной семьи, профилактика вторичных отказов от приёмных детей, содействие успешной адаптации и социализации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей посредством привлечения их к активной жизни.

Задачи

  1. 1.Создать межведомственный координационный штаб по организации и проведению мероприятий проекта
  2. Подготовка и реализация механизма вовлечения приёмных семей и опекунов к участию в проекте, расширение сферы общения детей и взрослых, гармонизация детско-родительских отношений, через организацию совместных мероприятий и активного отдыха.
  3. Предотвращение возврата детей в воспитательные государственные учреждения, путём оказания комплексной психолого- педагогической и юридической поддержке приёмным семья и опекунам
  4. Повышение психолого- педагогической компетенции приёмных родителей и опекунов, через тренинги, семинары, лекции.
  5. Повышение информированности населения Шушенского района и содействие формированию позитивного отношения к институту приёмной семьи, через СМИ, сети интернет, сайты.

Обоснование социальной значимости

Проводя мониторинг семейных форм устройства детей оставшихся без попечения родителей команда проекта выявила проблему нехватки социально-педагогической психологической юридической , и медико- психиатрической помощи семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений.
Сегодня на территории Шушенского района по данным опеки и попечительства Администрации Шушенского района 94 приёмные семьи в которых воспитывается 215 детей, 90 опекунов и 118 опекаемых детей. Вместе с тем нередки случаи, когда родители из-за возникших проблем в семье, негативного отношения со стороны жителей или школы отказываются от ребёнка, следовательно, такие семьи нуждаются в помощи и поддержке. Только в 2018 году согласно данным отдела опеки и попечительства Администрации Шушенского района отказалось от детей 5 приёмных семей, и 1 опекун. Как показал социологический опрос, проведённой командой проекта из 70 опрошенных жителей Шушенского района только 30% относятся положительно к приёмным семьям, остальные считают, что детей взяли из корыстных побуждений, что не всегда психологически может выдержать приёмный родитель или опекун. Да и в детской среде чаще всего происходит психологическая форма травли опекаемых, приёмных детей (обзывания, угрозы, насмешки и т.д.), что приводит ребёнка к агрессии, раздражению, обиде. Эти дети особенные, они перенесли сильную травму расставшись с биологическими родителями, у них нет базы доверия к миру, эти дети рассчитывают только на себя, и поступают так как им выгодно. Всё это приводит к непониманию, а соответственно и конфликтам в семье, как показала практика не все приёмные родители готовы воспринимать ребёнка таким, какой он есть. И как результат у приёмного родителя появляется мысль о непреодолимости проблем, нарушается контакт с ребёнком, появляется чувство раздражения и в конечном итоге возврат. Решение этих проблем просто невозможно без комплексной помощи различных специалистов и служб. К сожалению, на территории района специальная служба психолого-педагогического сопровождения отсутствует. Поэтому родителям приходится обращаться к специалистам из других территорий, или специалистам образовательных учреждений, УСЗН. Проект «МЫ рядом, мы вместе» направлен на комплексное психолого-педагогическое, социально-правовое, медико- психиатрическое сопровождение замещающих семей, ориентированное на профилактику кризисных явлений в семье, а также профилактику возвратов детей из семей, духовному развитию ребёнка как личности.

География проекта

Шушенский район Красноярского края

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
  3. опекуны, приёмные семьи